среда, 4 апреля 2018 г.

Этапы прохождения стартапа

Прежде чем начать анализировать особенности стартапа, давайте зафиксируем этапы прохождения стартапа. Чуть далее я немного адаптирую классическую модель под рукодельный проект.

В классической схеме существует 5 этапов прохождения стартапа:

• зарождение;
• первичная стадия (посевная) — seed stage;
• запускающий этап — startup stage;
• стадия становления (роста) — growth stage;
• расширяющий этап — expansion stage;
• завершающая стадия — exit stage.
Если мы говорим про типичный рукодельный проект, то для нас прохождения всех стадий нетипично. Объясню, почему.

Дело в том, что большинство наших проектов не предполагает масштабирования и продажу доли или всего бизнеса в последующем.  

Чаще всего мы имеем дело с довольно прямолинейной схемой:

· идея (предпосев);
· посев, тестирование, апробация;
· запуск;
· стадия роста;
· зрелость проекта, поддержание проекта (собственно бизнес, завершение поиска работающей модели, финал стартапа).

Вы можете со мной не соглашаться. Но! Теория теорией, а вот на практике типичная рукодельница «из интернета» не собирается настолько серьезно масштабировать проект, чтобы, к примеру, продавать франшизы. Ей вполне достаточно, если сайт + соцсети приносят более-менее стабильный доход, а она сама при этом не пользуется услугами других специалистов: маркетологов, продавцов, бухгалтеров, экономистов и т.п.

В редких случаях рукодельницы создают несколько направлений или переориентируют свой проект, например, из офлайн-продаж в онлайн, а из онлайн-продаж – в продажу собственных обучающих курсов и тренингов; из создания собственных работ для продаж – в продажу фотографий на рукодельную тематику на фотостоках. А затем – в организацию собственных офлайн и онлайн-конференций. Но фишка в том, что если мы говорим про онлайн-курсы и конференции, то надо понимать, что это все-таки не классический заработок на рукоделии по схеме «сделал – продал».

Поэтому давайте договоримся, что я буду рассматривать именно базовую схему «сделал – продал». Просто чтобы не путаться.

Этап №1. Зарождение стартапа (pre-seed stage, или предпосевной)

Это стадия появления идеи. Той самой исключительной идеи, в основе которой лежит какой-то инновационный продукт, услуга, технология, способная улучшить и облегчить жизнь, видоизменить существующий товар, усилить эффект от действия препарата (например, в нише косметики ручной работы) и так далее, в зависимости от сферы деятельности создателя идеи.
На этом этапе формируется команда единомышленников и помощников, верящих в вас и ваш продукт. Команда разрабатывается примерный план развития идеи, рассматривает варианты поиска инвесторов, а также апробирует прототип продукта, услуги, технологии, если он уже создан.

Обратите внимание, что даже ЗАРОЖДЕНИЕ идеи – это важный этап, и об этом я уже писала в предыдущих публикациях. Вы никак не сможете пропустить предпосевной этап проектирования, как бы вам этого ни хотелось. Без идеи мы ничто.
Финансирование необходимо уже на этом этапе, пусть даже минимальное. Чаще всего тут используются личные средства разработчиков, их семей и друзей.

Этап №2. Становление стартапа (seed, или посевной)

На посевной стадии развития стартапа уже существуют:

· рабочая модель;
· создана слаженная команда, где чётко распределены функции каждого участника;
· составлена подробная стратегия продвижения проекта на рынок или в пользовательскую среду;
· принято решение об оформлении юридического лица (в этом принципиальная разница у рукодельного стартапа с классическим стартапом – мы же не хотим прогореть, а потом еще и ликвидировать ненужное ИП);
· сделаны первые шаги в рекламе и поиске инвесторов.

Задача стартаперов на этой стадии – отлаживать систему продвижения продукта и искать источники финансирования.

Обратите внимание: именно данные составляющие имеют более важное значение, чем доведение самого продукта, услуги, технологии до идеала.

Этап №3. Запуск. Раннее развитие проекта

Стадия раннего развития характеризуется наличием действующей компании, которая приносит прибыль, занимает заметное место на рынке или в другой потребительской среде и имеет популярность среди пользователей продуктом.

Задачей стартаперов на этом этапе становится окончательное формирование продукта, услуги, технологии, исправление выявленных дефектов, неточностей, то есть доведение его до идеального состояния.

Одновременно с этим продолжается продвижение товара на рынке, массивная реклама с целью увеличения дохода или расширения потребительского круга. Вот тут уже можно начать регистрировать ИП: доходы уже есть, значит, ниша востребована, а вы как предприниматель все делаете правильно.

Необходимость в дополнительном финансировании всё ещё сохраняется, поскольку расходы на содержание компании и осуществление маркетинговых планов растут, а прибыль хоть и есть, но не покрывает всех расходов.

Для привлечения инвесторов стадия раннего развития – золотое время: они сами находят стартапы на таком этапе становления. Это и понятно, ведь уже видны и эффективность самой идеи, и прибыльность компании, и прочие характеристики, указывающие на перспективность дальнейшего сотрудничества.

Поясню на примере онлайн-курсов. Как только вы более-менее становитесь заметны как автор и преподаватель в онлайне, тут же находятся организаторы конференций, которые непрочь заполучить вас в качестве спикера. Организаторы вкладывают в вас финансы в виде рекламы, а вы им платите процент от продаж.

Бывают и более экзотические варианты, когда, к примеру, опытный SMM-специалист становится вашим продюсером, организует вам продажи, минуя масштабные конференции, планирует за вас рекламные кампании. Грубо говоря, делает то же самое, что и организатор онлайн-конференции, только ставка делается не количество спикеров, а на вас персонально. Таких «проектов» у продюсера обычно 3-5, и всем от этого сотрудничества всем хорошо.

На моей практике встречались и условные «продюсеры», занимающиеся продажами ваших готовых работ. Как правило, тут было 2 варианта сотрудничества: продажа изделия за процент в интернет-витрине или полный (частичный) выкуп товара. Понятное дело, что второй вариант предпочтительнее. Лично я так продавала свои игрушки в Москву: приезжал человек, выкупал сделанную партию целиком, а уж почем это «богатство» потом продавалось в столице, я не знаю. Да и не хочу знать, если честно. Как автор я прекрасно понимаю, что москвичам проще и дешевле съездить в регион и договориться с местными рукодельницами, чем платить по московским расценкам столичным специалистам. Это не только рукоделия касается: возьмите любую нишу, хоть гейм-дизайн, хоть колл-центры – все это «добро»расположено сплошь в регионах, так дешевле.

Этап №4. Стадия роста (расширение)

Расширение – это стадия, когда компания имеет завершённый функциональный продукт, приносящий постоянную прибыль. Маркетинговая стратегия на этом этапе отработана до мелочей, и компания готова к масштабированию, то есть увеличению объёмов продаж, распространению в смежных сферах деятельности или привлечению массового круга потребителей.

На стадии расширения заключаются контракты на реализацию товара, услуги, технологии, открываются новые магазины, увеличивается количество и качество рекламы для привлечения пользователей в интернете.

Если учредитель предполагает развивать проект, особенно когда он одновременно является и разработчиком продукта, то логичнее направить усилия на получение высоких прибылей.

Этап №5. Зрелость проекта

В принципе, этап зрелости говорит о том, что стартап-проект превратился в серьёзный бизнес, когда компания занимает на рынке лидирующее или близкое к нему место, имеет высокую окупаемость, штат компании составляет команда высококвалифицированных специалистов, а вся работа их отлажена.

Помните, что в развитии каждого отдельного проекта может быть разное количество этапов. Это зависит от цели, поставленной разработчиком стартапа, сферы деятельности и общей стратегии развития компании.




Понравилась публикация? 
Поделитесь ею в социальных сетях. Заранее спасибо! :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий