пятница, 10 июля 2015 г.

О рукоделии серьезно: с чего начать мастеру реализацию в интернете и не только

Проанализировав свой предыдущий пост об ошибках хендмейдера-новичка, я поняла, что не с того я начала свой рассказ.

Так что теперь давайте-ка присядем, выдохнем дружно воздух и начнем еще раз наш разговор про хендмейд-бизнес, но на этот раз с самого-самого начала.

На самом деле мне не нравятся термины «хендмейд-бизнес» или «крафт-бизнес», они звучат чересчур сухо. Не нравятся мне в принципе и слово «хендмейд» (что-то непонятное, американское, забугорное). Не внушает доверие и набившее оскомину слово «бизнес» (на ум почему-то «братки» приходят). Но русского эквивалента я пока не нашла. Если кто-то знает, как выразиться точнее, всегда рада буду исправить терминологию на что-то более русифицированное и привычное нашему славянскому уху.
Обо мне.
Думаю, что прежде чем читать какие-то советы, вы хотели бы узнать, кто их дает.

По официальному статусу в трудовой книжке я являюсь руководителем отдела технических и креативных писателей в одной из брянских фирм, специализирующихся на компьютерных играх. Ныне же я домохозяйка в декрете, мама двух детей-дошкольников. По неофициальному статусу, все больше известному в последнее время, - мастер-изготовитель мягких игрушек семейной мастерской «Шмюкалки».

Как мастер-одиночка в сети с 2009 года, как совладелец мастерской – с 2011 года.

Зачем я все это пишу?

Ну, во-первых, мне уже есть, что сказать. Так почему нет. ;)
Во-вторых, я не хочу, чтобы люди повторяли наши ошибки. А ошибки наши бывали подчас довольно глупыми. По идее, после прочтения моих опусов у вас должен выработаться некий план по развитию собственного интернет-проекта.
В-третьих, это личная выгода. Составляя тезисы для вас, я пишу их и для себя. А это служит для меня огромным подспорьем: я анализирую свой собственный интернет-проект, нахожу его слабые и сильные стороны. Короче, вижу реальные пути, что мне нужно делать дальше. Ну а вы на моих ошибках можете чуть ли не в режиме онлайн отслеживать, как я косячу или, наоборот, продвигаюсь вверх.

Для кого я пишу.
Данная заметка адресована или совсем-совсем новичкам, или тем, кто, как и я, барахтается энное количество времени на грани самоокупаемости, периодически бодро всплывая (совершив несколько удачных сделок и выйдя к минимальной з/п за несколько дней) или идя на дно (пару-тройку месяцев абсолютно ничего не продав).

В общем, мой читатель по моему видению – это типичный мастер-региональщик из уездного города N, у которого практически нет постоянных прямых продаж, а по каким-то причинам есть много товаров ручной работы, и его куда-то нужно девать.

Например, мастер является преподавателем в студии керамики и у него в результате учебных работ скопилось очень много практически одинаковых глиняных колокольчиков из разряда «Я люблю Брянск» или чего-то подобного. Всем знакомым уже подобные сувениры мастер раздарил, а их все равно у него пруд пруди.

Новичков, опять же, удобства ради, давайте сразу я разделю на две группы.

Первая – абсолютные нули. Ну то есть еще толком ничего не сделали, но чуют в себе огромный потенциал:
  • допустим, то, что они пробовали сделать, даже получалось более-менее хорошо;
  • они занимались раньше каким-то видом рукоделия в детстве;
  • ну хотя бы с уроков труда остались какие-то минимальные навыки работы.
Вторая группа – это мастера. По умолчанию у данного человека уже за плечами и мастер-классы, и ярмарки, и прочие прелести активной жизни хендмейдера. Но вот с Интернетом – беда. Ну не знает человек, с чего начать.

Как честный человек я хочу предупредить вас: если вы думаете, что прочтение моих размышлений в блоге позволит вам глобально перевернуть ваше представление об интернет-продажах, спешу вас огорчить - я не даю стопроцентной гарантии, что мои советы увеличат ваши продажи в миллионы раз. Я - еще раз подчеркиваю! – такой же мастер-региональщик, как и вы, дорогие друзья. Но я по крайней мере честно вам в этом признаюсь, не то, что многие составители платных интернет-сборников. А дальше уж дело ваше, кому больше верить.

Для начала всем предлагаю задать себе следующие вопросы:
  1. Что я вообще умею делать?
  2. Зачем мне это вообще нужно?
  3. Что покупают у конкурентов? То есть что востребовано со стороны потенциальных покупателей?
  4. Нужно ли ограничивать сферу своих услуг (т.н. «нишевание»)?
  5. Как нужно/нельзя позиционировать себя в Интернете? Вопрос о самоименовании.
  6. Какие фотографии разместить в сети? Какой интернет-ресурс лучше?
  7. О чем писать в новостях и блоге?
  8. Можно ли брать «баяны»?
  9. Нужна ли папка «из интернета»?
На самом деле таковых вопросов у каждого мастера очень много, но я озвучила лишь самые главные, с моей точки зрения.

Я постараюсь кратко осветить каждый тезис. Если что-то мне покажется раскрытым не до конца, я напишу немного позже об этом отдельный пост и кину соответствующую ссылку.
Итак, для начала предлагаю задать себе вопрос, что вы умеет делать.

Шить? Вязать? Лепить? Плести из лозы? Красиво вырезать из бумаги снежинки? Отлично! Первый шажок к успеху есть! Осталось из массы увлечений выбрать ключевые, то есть те самые, которые получаются у вас лучше всего, и попытаться их как-то реализовать. Например, с помощью городской выставки или интернет-презентации.

А теперь давайте разберемся, зачем вообще вам нужна интернет-презентация. То есть максимально честно ответим по крайне мере себе на вопрос, зачем вообще вам нужно выкладывать в интернет свои работы.

Я вижу следующие варианты:
  1. Просто хочу похвалиться.
Данный пункт, как правило, относится либо к малолеткам (наверняка видели странички подростков, где они создают альбомчики с фотками своих поделок), либо к людям из категории «кому за 55 и старше…».

Молодежь просто жаждет славы, люди предпенсионного возраста – в принципе того же, но еще и людей-единомышленников для общения, обмена схемами для вязания и т.п.
Ваши действия в этом случае таковы.

Если вы – подросток, то делайте, что хотите. ;) Времени у вас вагон, и вам его девать все равно по сути некуда. Так лучше шейте и фотографируйте, чем по подъездам «Ягу» пить.
Если вы «за 55 и старше…». Опять же, при наличии у вас свободного времени, - ваше право делать то, что считаете нужным. Хотя я бы на вашем месте поискала бы в родном городе кружок по интересам. Благо, они везде есть. А если нет, так создайте его сами!

Кстати говоря, сейчас в интернете находится масса рукодельных сообществ, где вас всегда встретят с распростертыми объятьями. Особенно если вы щедро делитесь с членами данного коллектива схемами, своими наработками или творческими находками. Это и «Страна мастеров», «Осинка», и «Клуб рукоделия», и местные тематические форумы. В общем, поищите. Не пожалеете.

Если же вы не относитесь ни к одном из этих категорий, но тоже не планируете продавать свои работы, то вам всерьез стоит задуматься, зачем на самом деле вам ТАК необходимо разместить свои творения на всеобщее обозрение. Возможно, подсознательно вы все-таки хотите чего-то большего?..
  1. Я – начинающий мастер.
Как правило, это студент или мамочка-декретница.

Потенциал огромный, но опыта маловато. Зато есть обширная целевая аудитория, много коллег, друзей, однокурсников, знакомых по песочнице и т.п.

Все знакомые им начинают твердить в один голос, что данный мастер – талант, и эту красоту должен увидеть весь мир. Мастер, разумеется, ведется, и думает про себя: «А почему, собственно, нет?»

В данном случае я бы для начала выложила несколько фотографий с вашими изделиями на личной странице или блоге, а вот с созданием сайта не торопилась. Если будут отклики помимо друзей – создавайте группу в соцсети, развивайте блог – в общем, начинайте всячески заниматься саморекламой. И активно ищите, где можно попробовать реализовать свои работы. Для начала - на бесплатных ярмарках. Опять же, это очень полезно для самого мастера:
  • появляется опыт общения с клиентами;
  • становится ясно, что из ваших изделий пользуется популярностью и пользуется ли вообще;
  • «новичок» начинает понимать, все-таки изготовление сувениров ручной работы – это лично для него хобби или то, что ему действительно интересно. И чем, соответственно, он хотел бы заниматься дальше по жизни.
Соответственно, если вы в конечном итоге принимаете решение, что для вас рукоделие – это отличная возможность постоянного дополнительного или основного дохода, тогда вам подойдут те же рекомендации, что и для третьей категории (читайте ниже).
  1. Я – состоявшийся мастер, но у меня слишком мало возможностей для прямых продаж в моем уездном городе.
Это самый сложный случай. Беда, знакомая многим не понаслышке.

Я и педагог, я и ведущий замечательных мастер-классов, и изделия мои отличного качества, и персональные выставки были, но я практически не имею возможности реализовать свои изделия – город уездный, зарплаты у населения маленькие, а ручная работа априори не может стоить дешево… Все эти мысли буквально постоянно витают в голове у такого мастера.

Что ж, коллега, предлагаю вам НЕМЕДЛЕННО, - слышите вы! - НЕМЕДЛЕННО создать группу в соцсети, персональную страницу, блог и/или сайт. А лучше все сразу. Потому что если вы не займетесь самопиаром, никто за вас это не сделает.

Я заранее прошу прощения, что первый пункт вышел такой объемным, но без этого самокопания никак нельзя. Пока вы не поймете собственной мотивации, делать ничего не стоит.

А пока вы размышляете, мы займемся рассмотрением следующего вопроса. Итак, что же покупают у конкурентов? То есть что востребовано со стороны потенциальных покупателей?

С этим все проще пареной репы. Заходим на странички потенциальных конкурентов и анализируем содержимое. Обращаем внимание на количество лайков под фотками, общее количество и качество комментариев и прочими передвижениями людей на страничке.
Если есть у вашего коллеги архивы проданных работ – замечательно. Самым наглым образом смотрим, что чаще всего у него покупают. Если автор указывает цену, пытаемся понять, за счет чего она складывается.

Итак, осознание, что популярно, у нас уже есть. Но тут есть такой нюанс. Когда я говорю: смотрим, что покупают, - это не означает, что мы копируем себе фото данных работ и пытаемся сделать точно так же. Ибо это плагиат. И это есть плохо. Но вот понять, почему это нечто так популярно, стоит.

Заодно смотрим, чего не учел конкурент. То есть пытаемся его недостатки превратить в свои достоинства. Но не уподобляемся при этом Эллочке-людоедке, которая устроила заведомо проигрышное заочное соревнование с миллионершей Вандербильд. То есть не стоит теленку бороться с дубом, особенно если вы у дуба пытаетесь что-то переиначить. ;)

Еще один важный момент. Предполагается по умолчанию, что вы не смотрите странички ВСЕХ МАСТЕРОВ ВСЕХ ЖАНРОВ, а изучаете только ассортимент прямых конкурентов. То есть не пытаетесь быть специалистом во всем, а работаете на неком узком сегменте хендмейда. Например, продаете только мыло ручной работы и не пытаетесь одновременно вязать, шить, столярничать, заниматься декупажем, скрапбукингом, ювелирными украшениями и т.п. Выберите ту нишу, которая вам наиболее близка.

И вот тут мы вплотную подходим к вопросу о том, нужно ли ограничивать сферу своих услуг (т.н. «нишевание»). На мой взгляд, и да, и нет. Это напрямую зависит от того, как вы себя будете позиционировать.

Если вы представляете конгломерат нескольких мастеров – почему нет? Вполне возможно, что ваши успехи будут так велики, что в ближайшее время вам придется открывать мастерскую по обучению своим видам ремесла. Или нанимать дополнительных работников. В общем, даже в Брянске есть такие случаи, например, те же многочисленные багетные мастерские. Вполне успешные проекты, между прочим. Ибо работ много, и всем нужна красивая рамочка.

Если вы мастер-одиночка, то смысла в широком спектре услуг я не вижу. Вы только будете зря распыляться по мелочам, а в конечном итоге от этого пострадает ваш продукт. Если так сложно себя ограничить, приспособьте все свои многочисленные умения под что-то одно, то есть превратите «разность» в «схожесть». Или соберите в одном продукте совокупность всех своих умений. Хорошим примером этому может послужить авторская кукла: тут и платьице вы сами сшили, и личико сами разрисовали, и шарфик тоже связали вручную, и лапоточки сплели…

Возможно, мой личный пример в этом случае не совсем удачен, потому как я как раз изначально «распылялась»: и шила все подряд, начиная от штор и заканчивая мелкими сувенирчиками, и вязала, и лепила и т.п. И, поверьте, это явно не послужило мне на пользу, пока я не поставила для многих свои умений внутреннее «СТОП».

Короче говоря, вам нужно определиться, для кого вы собираетесь работать. Поскольку нишевание – это еще и вопрос вашей целевой аудитории.

Пожалуй, самый сложный вопрос, который обязательно стоит рассмотреть, – позиционирование себя в интернете. С одной стороны, всех хочется иметь красивое и пышное название. С другой стороны, нет никаких гарантий, что оно «выстрелит».

Что лично меня всегда раздражает, когда я смотрю названия групп или сообществ:
  • Непонятное труднопроизносимое название на иностранном языке, написанное латиницей. Вы можете тысячу раз объяснять, в каком этом глубокий смысл, но если название сложное, его практически невозможно запомнить. А для вас это плохо.
  • Раздражает, когда один человек пытается представить себя в сети как целую компанию. То есть ты видишь, что работы косые и кривые, явно ученические, а группа зовется как-нибудь типа «АРТ-КРЕАТИВ-ДИЗАЙН-СТУДИЯ «ПАЛИСАНДР-ТАВРИЧЕСКИЙ».
  • Раздражает несоответствие информации, представленной в личном профиле, с реальными данными человека. Например, когда за страничкой типа «Веселый пуФытый зайчик» стоит взрослая тетечка 50 лет, пытающаяся работать по-молодежному. То есть она вязала всю жизнь салфеточки, и сейчас вяжет, а преподносит это как последний креатив для продвинутых пиплов, настоящих рокеров. То есть на самом деле шла бы эта тетечка к другой целевой аудитории, и все было бы тип-топ. Но она пытается продвинуться в денежную нишу, потому что ей кто-то сказал, что эта ниша – денежная, и сидит она, печальная, обхаиваемая всеми: и не зайчик, и не салфетница, и не рок.
Когда вы определились со всеми этими пунктами, то вам стоит выложить на всеобщее обозрение фотографии хотя бы нескольких ваших работ. «Какой интернет-ресурс лучше?» - спросите вы. На мой взгляд, универсального ответа тут нет. Надо пробовать все, а потом смотреть, где взаимоотношения с людьми у вас идут лучше.

Например, я догое время работала в связке ВКонтакте + ЖЖ (пока там не стали активно размещать контекстную рекламу) = основные средства, «Мой мир», «Фейсбук» - дополнительные средства оповещения.

Хорошо, фотки мы выложили, а что дальше? О чем писать в новостной ленте ВКонтакте или блоге? Ответ прост:
  1. О себе, любимом. Какие мы все креативные, молодые и веселые.
  2. О своих работах. О разных этапах работы. Выкладываем фото готовых изделий и частично готовых изделий. В общем, показываем «кухню» изнутри.
  3. Публикуем мастер-классы. В идеале – авторские, то есть свои. Но уж если они не авторские, то хотя бы свое видение популярного мастер-класса дайте. Например, все шьют тильду-мишку так. А я - вот так. Это все и есть те мелкие нюансы, которые вас будут отличать от других. Но я бы не советовала выкладывать мастер-класс, что называется, от "А" до "Я". Хорошо, если будет в нем некоторая недосказанность. Впрочем, этот вопрос я постараюсь тоже отдельно осветить, более подробно. Ибо тут раздолье для души. ;)
  4. О своих поездках, выставках, ярмарках.
Поверьте, всего этого вполне достаточно. А те, кто говорит, что надо перепечатывать кучу забавных картинок и публиковать всякие тексты типа «Настоящая рукодельница – это…», пусть будет предан анафеме. Потому как это шлак и баян. И все это видели миллионы раз.

Время от времени, конечно, можно разместить что-то подобное, но делать это каждый день, а то и по нескольку раз в день – увольте.

Короче говоря, позиция моя по следующему вопросу - можно ли брать для публикации в группе или блоге «баяны» - однозначна: нет, не стоит. Баян – он и в Африке баян.
Сейчас я подойду к довольно больному для меня и многих мастеров вопросу, нужны ли в вашей группе или блоге папка/закладка «из интернета» («для вдохновения»)?

Почему для меня как автора этот вопрос такой актуальный?
Да потому, что не всегда приятно, когда твою работу берет и выкладывает на всеобщее обозрение в подобную папку чужой мастер, чаще всего из другого города, и пишет что-то типа: «Этого у меня нет в наличии, но если что, я тоже так могу».

Еще хуже, если на фото изделие авторское, то есть схема или выкройка была придумана тобой, то есть точный повтор невозможен сторонним человеком априори (чисто технологически, конечно, ибо внешнее сходство можно придать практически любой вещи). Однако надпись у горе-копипастера гласит, что он готов - В ТОЧНОСТИ! – это повторить и сделать это за совершенно символическую плату.

Ругаться, как правило, с такими мастерами-копипастерами бесполезно. В лучшем случае они фото уберут и извинятся. В худшем – пошлют по всем известному адресу, вас забанят, а потом долго-долго будут писать сопливые статейки в свой уютный бложек, о том, как нелегко жить хендмейдеру на Руси, что его обижают, и т.п.

А теперь представьте, что на месте того мастера, чью работу вы выкладываете с надписью «Я тоже так могу, закажите у меня!», вполне можете оказаться и вы. Только будет это через годик-другой, а не сразу после публикации вашей первой фотки, разумеется. Думаю, что вам такая перспектива совсем не по вкусу, ведь так?

Поэтому папочку такую в онлайне НЕ ЗАВОДИМ. А вот дома на компьютере это делать вам никто не запрещает. Сидите, любуйтесь, вдохновляйтесь. ;)

Еще один нюанс. Мои личные наблюдения показали, что, как правило, люди, размещающие у себя на страничках такие папки, в плане работ из себя ничего стоящего на самом деле не представляют. Это либо новички, либо «нулевики»:
  1. Мастера-новички. У них всего несколько работ, а создать творческое пространство надо.
  2. «Нулевики». Мастер-ноль. То есть нет своих интересных работ. И даже красивое фото не спасает. В основном – неплохие изготовители чьих-то готовых идей, точнее, некой технологически несложной части идеи. Таких людей в условиях мастерской хорошо объединять в артели и давать простые схемы для реализации.
Реже встречается еще тип «Фотожаба». Мастер хороший, а с фотиком не дружит. Ну или не хочет дружить. Знает точно, что может практически все с точки зрения изготовления вещи, но как это умение презентовать – для него большой вопрос. Вот и взял фото вашей работы.

Кстати говоря, очень большой процент «фотожаб» среди вязальщиц шарфиков типа «лиса». ;)

Ну что, загрузила вас информацией? :)

Дальше будет проще, обещаю. Посты будут значительно короче, а значит, легче будут усваиваться и анализироваться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий