суббота, 11 июля 2015 г.

Медитируем перед пробным полетом

В прошлом посте я рассказывала о том, что стоит сделать новичку-хендмейдеру в самом начале своего пути. Теперь настало время продолжить наш курс молодого бойца.

Итак, вы уже задавались следующими вопросами:
- Что я вообще умею делать?
- Зачем мне это вообще нужно?
- Что покупают у конкурентов?
- Нужно ли ограничивать сферу своих услуг?
- Как нужно/нельзя позиционировать себя в Интернете?
- Какие фотографии разместить в сети?
- Какой интернет-ресурс лучше?
- О чем писать в новостях и блоге? Можно ли брать «баяны» и нужна ли публичная папка «из интернета»?

Теперь давайте еще раз расшифруем некоторые тезисы более детально. Так сказать, помедитируем перед вашим пробным полетом в интернет-пространство или в мир прямых продаж. С бодрым старт-апом вашего проекта пока повременим, давайте лучше покопаемся в своих мотивациях.
Умения – это то, что отличает каждого человека. Без умений и способностей творчески ими манипулировать все мы – ходячие дубли. Каюсь, этот термин я позаимствовала у Стругацких из книги «Понедельник начинается в субботу». Кому интересно, кто такой дубль, добро пожаловать в мир советской фантастики. ;)

Здорово, если умения не голословны, а имеют практическое применение. Поэтому чем больше умений – тем лучше. Это дает широкий кругозор, улучшает понимание многих вещей.

Но умения – это такая коварная штука, которая может и здорово навредить вашему проекту. Я опять говорю о «распылении» по мелочам. Поэтому не стараемся объять необъятное и сужаем сферу своих услуг до определенного минимума.

И дело тут вовсе не в потере качества ваших изделий вообще, как это пишут многие модные блогеры или коучи. Я в этом случае с ними в корне не согласна. Я считаю, что если мастер обладает хорошими навыками работы в нескольких жанрах – это отлично. И странно предполагать, что если я до этого прекрасно валяла из шерсти шарфики, а потом вдруг стала лепить глиняные свистульки, то я сошла с ума, сменив жанр. Никто же из тех, старых почитателей моих шарфиков, не знает по большому счету, что на самом деле я из себя представляю, чем я занималась раньше. Может быть, я заслуженный мастер именно благодаря своим достижениям в керамике. А войлоковаляние – это как раз хобби, пусть и успешное. Так что шарфики в данном случае – это просто верхушка айсберга под названием МАСТЕР.

Но посмотрите, какая забавная штука выходит. Если вы начали позиционировать себя в сети именно как мастер по войлоку, а потом до кучи «прикрутили» в свою группу или блог альбомчик с керамикой, многие вас просто не поймут. Потому что будут воспринимать вас сквозь призму ваших шарфиков. И для них ваши керамические красивости – пустой звук. Потому как их на шею не наденешь в суровые российские холода.

Понятное дело, что я сейчас намеренно беру такие крайние интересы в качестве иллюстрации. Но ведь такое бывает и сфере шитья.
Пожалуй, поясню еще одним примером, уже из личного опыта.
Я занимаюсь игрушками. Жанров работ у меня несколько: это и текстильное моделирование, и примитивы, и вязаные сувениры. Вроде как все здорово и весело, ведь игрушки были, есть и будут всегда. То есть вроде как ниша моя определена, чего еще надо.
Но на самом деле это не так уж и однозначно. Потому как в результате у меня дома настоящий склад лишних, подчас редко используемых материалов для рукоделия. Это и баулы гольф, и рулоны тканей различных расцветок и фактур, и нитки (в огромном количестве). Я уже не говорю о сопутствующих товарах, таких как ленточки, бусинки, кружавчики там всякие, и фетр, и спицы, и ножницы, и держатели всех мастей, и две швейных машинки. Это настоящий кошмар!
Это и есть цена того, что я работаю в нескольких объемных жанрах. А вот если бы я изначально остановилась, например, только на вязании амигуруми, думаю, мои полки сразу бы опустели, а все родственники с облегчением бы выдохнули, что не придется спотыкаться обо что-нибудь объемное.
А теперь представьте себе, что это еще я сузила сферу своих «могу». Потому как раньше я шила практически все на заказ, не брезговала ни мелочевкой, ни крупняком. В результате этих действий мой дом превратился в швейную мастерскую, и я уже почти отчаялась когда-нибудь навести в нем порядок.
А потом просто перестала принимать часть заказов. А потом еще часть. И в результате – красота: во-первых, часть полок разгрузилось автоматом; во-вторых, я занимаюсь тем, что мне действительно интересно; в-третьих, больше времени могу уделять детям.
Короче, к чему этот объемный пример? К тому, что вам нужно научиться расставлять свои приоритеты.

А для этого вам стоит понять:
- чем вы все-таки конкретно собираетесь заниматься?
- для кого вы это делаете?

К примеру, если вы керамист, это не означает, что нужно лепить из глины все подряд.
У меня есть знакомые, которые вполне успешно нашли свою нишу. Они мастерят из глины чесночницы (такие сосуды полые для хранения чеснока и лука) и чайнички. Под заказ, конечно, могут и еще что-нибудь для вас сварганить, но их поточные изделия – именно чайнички и чесночницы. И если вы приедете на какую-нибудь региональную ярмарку и увидите толпу народа около какого-нибудь ларечка, наверняка это палаточка наших друзей. ;) Почему эти мастера так популярны? Да потому что они нашли себя. Их покупатели в свое время купили глиняные штучки просто для пробы, но эти вещи полностью оправдали их приобретение. А потом сработал метод сарафанного радио: качественные вещи всегда легко предлагать другим!
У меня у самой дома стоит несколько чесночниц моих друзей-керамистов. Почему? Да потому, что осенний урожай лука с чесноком в них не прорастает и не сохнет до самой весны. А чай я принципиально пью только из глиняной кружки их работы.
Не менее важен и второй вопрос – на какую публику ориентирован ваш конечный продукт. Вы никогда не задумывались над тем, почему вещи, которые вы так долго и с такой любовью делали нелегко продать? И почему нелепый пустячок, который вы сварганили в течение пятнадцати минут пользуется такой популярностью?

Понятно, что тут однозначно стоит вопрос цены на готовое изделие: пустячок априори не стоит дорого. Но в данном случае я речь веду не об этом. Все дело в том, что ваше видение хорошей вещи просто не совпадает с видением вашего покупателя. Получается конфликт: мастер – покупатель. Покупатель идет за сувенирной куколкой в подарок для ребенка, а ему предлагают объемное дорогущее панно. Покупатель злится, мастер злится…

Поэтому так пестрит та же «Ярмарка Мастеров» злобными или горькими комментариями хендмейдеров о том, что покупатель – лох, который ничего не понимает в настоящей ручной работе! Что ему только ширпотреб подавай! Что он ничего, кроме пустячков, не берет, в то время как шикарные изделия вот уже несколько лет пылятся на полках магазинов!

Мое мнение в данном случае однозначно. Неправы вы, дорогие мастера. Прежде чем ругать покупателя, нужно проанализировать, с чем связаны такие комментарии. Чаще всего это, конечно, соотношение цены и качества у вас и других мастеров (с точки зрения стороннего человека, конечно). Но бывает и так, что у вас на самом деле лучше получаются именно милые пустячки, а вы этого в упор не хотите замечать.
Допустим, вы вязальщик со стажем. Неумолимая статистика показывает, что у вас чаще всего покупают куколки на пальчик. Они же и «кормят» вас, собственно. А вы позиционируете себя как мастер вязаных подушек. Так не проще ли переориентироваться? Снять с себя с себя этот подушечный груз? И все вздохнут с облегчением: и вы (не надо таскать такие объемные вещи на региональные ярмарки, достаточно сумочки с мелочевкой), и покупатели (они целенаправленно идут за вашими куколками). И, таким образом, сознательно сужая вашу целевую аудиторию (молодые родители и заботливые бабушки), вы выигрываете априори: конкретно ваша задача намного упрощается (мелочь быстрее вяжется), а покупатели в восторге. Для них вы – непревзойденный мастер-кукольник.
Если вы думаете, что этот пример голословный, то вы ошибаетесь. Именно такого мастера я наблюдала на ярмарке «Яблочный спас». Оно, конечно, круто, масштабно, но рядовой покупатель вряд ли купит дорогущую подушку, к тому же вряд ли подходящую по цветовой гамме под интерьер. А тратить свое личное время мастеру непонятно для чего (в данном случае для пустого сидения) мне представляется по меньшей мере странным.
ПОДЫТОЖИМ.

Что требуется сделать в самое ближайшее время, прежде чем запустить свой хендмейд-проект? Примерно следующее:

1. Попытаться понять, что вы умеете делать лучше всего.

2. Проанализировать, насколько востребовано это умение.

3. Определить свою возможную целевую аудиторию (возраст, интересы, местоположение и т.п.). Критерии в данном случае могут быть разными.

4. Еще раз расставить приоритеты: что для нас принципиально в ведении проекта, а что нет.
Например, если вы занимаетесь недорогой бижутерией и ваша целевая аудитории – подростки или студентки, глупо покупать дорогую фурнитуру из драгоценных металлов или натуральные камни. Это не окупится никогда.
Например, глупо собираться шить котиков по определенной выкройке, если знаете, что все мастера, ваши земляки, уже давным-давно имеют точно таких готовых котов.
Например, отказаться от набившего всем оскомину копипаста фотоприколов в пользу собственных оригинальных постов.
5. Изначально выстроить определенную логику поведения с потенциальным покупателем. На что вы готовы пойти ради продажи, а где уступки неуместны.

6. Выбрать броское название для проекта в целом или придумать творческий псевдоним себя как мастера.

7. Определиться, планируете ли вы в ближайшее время делать хендмейд основным занятием или для вас это просто самоокупаемое хобби, или возможность дополнительного заработка.
Последний тезис на самом деле крайне важен. Потому как глупо пускаться в ничем не регламентированное открытое плавание в мир креатива с одной стороны и мир бесцеремонных торгашей с другой, имея на руках некоторый груз. Груз основной работы, например. Груз семейных обязанностей.

Это не означает, конечно, что я не советую рукодельничать и продавать. Вовсе нет! Ведь ради этого все мы и собрались: мы хотим творить и получать за свои творения достойную оплату!
Но я бы советовала – повторюсь! – расставить приоритеты еще раз. Семья – это важно.

Работа (при условии, конечно, что именно она дает основной доход) – это тоже очень важно. И пренебрегать такими серьезными вещами просто нельзя. Поэтому не пытаемся потратить кучу условных единиц сразу на дорогие материалы, на рекламу, на самопрезентацию (визитки, брошюрки и т.п.). Лучше делаем меньше, да лучше. Лучше ищем, где можно сэкономить. И даже из откровенного … - ну вы сами знаете, чего! – можно сделать конфетку. Просто это нужно придумать, как. Просто надо проявить свои умения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий