пятница, 2 января 2015 г.

Мое интервью для группы "Как хобби превратить в доходный бизнес"

Вед.: Нина, расскажите нам свою историю.
Н.В.: Сейчас уже сложно вспомнить детали, как все когда-то начиналось, потому что с течением времени какие-то вещи ускользают из памяти, а «пропажу» замещает выдумка. Но я постараюсь максимально честно ответить на вопрос.

Начну, пожалуй, с детства. Обычно в этом месте, многие рукодельницы рассказывают истории о том, как они шили, плели, вышивали и лепили, мол, это такая тенденция, я всегда была такой.

Так вот, у меня все было с точностью до наоборот. Рукоделием я не увлекалась. Вообще. Я была типичная девочка-сорвиголова: лазила по деревьям, играла с мальчишками в казаки-разбойники, плавала «на слабо» на огромные расстояния. Конечно, это все несколько удивляло моих родителей, но они благоразумно не вмешивались, предоставляя мне право поступать так, как я хочу.

Традиционно считалось, что в нашей семье один творец со стажем – мой отец, который с самого детства увлекался резьбой по дереву и не оставил этого занятия даже на пенсии. Но потом, уже будучи зрелой барышней, я поняла, что семья моя на самом деле было очень творческой: мама великолепно шила одежду, тетя вязала в разных техниках, братья экспериментировали с разными техниками (маркетри, бисероплетение, судомоделирование, плоскостная резьба и т.п.),
сестра расписывала батик и неплохо рисовала пейзажные зарисовки.

Как следует, покопавшись в семейной генеалогии, я выяснила, что это в прямом смысле «наследственность»: все наши бабушки, прабабушки и даже прапрабабушки так или иначе «рукоделили» по мере сил, и техники были весьма различны. Например, у меня до сих пор дома хранится знаменитый дорожовской костюм (понева, рубашка, фартуки), который моя прабабушка сшила собственноручно. И многие музеи до сих пор бьются за него, пытаясь выкупить для коллекции, но я не считаю нужным продавать родовую память.
Надо ли говорить, что, по меньшей мере странным было, если бы я в один прекрасный момент не стала что-нибудь Создавать, имея такие тылы?

Но я отвлеклась. Получилось так, что в 2009 году произошло два события, которые совершенно случайно подтолкнули меня к идее создания вещей своими руками.

Первое событие было весьма незначительным, и, скорее всего, не случись второе, ничего бы из меня путного не вышло. Получилось так, что мой коллега похвастался работами своей девушки: это были, довольно страшненькие, сережки-вишенки из полимерки. Я внутренне содрогнулась, когда узнала, что это покупают. Почему-то мне подумалось, что у меня бы стопроцентно получилось лучше.
За неимением глины я села за соленое тесто, налепила подковок, и, надо сказать, получилось весьма неплохо для первого раза. Все изделия разошлись в один миг: буквально всем родственникам и знакомым срочно понадобились такие штучки. Пришлось даже лепить «под заказ», естественно, бесплатно. Но это было в чистом виде баловство, так как никаких коммерческих целей я не преследовала. Даже больше: я ни разу после этого случая не бралась за соленое тесто.

Второе событие стало для меня судьбоносным. Я оказалась в Питере на выставке «ДелаРук», где увидела работы Юлии Ляпиной. Мне ужасно захотелось купить хотя бы одну ее игрушку, но на тот момент у меня не было денег на покупку. И я стала внимательно рассматривать изделие, так как мне ужасно-преужасно хотелось иметь дома нечто подобное. Приехала домой в Брянск, купила носки… и понеслось… И до сих пор остановиться не могу. Игрушки из носков – непреходящая любовь моя вот уже на протяжении 5 лет.

Вед.: Когда поняли, что рукоделием можно зарабатывать?
Н.В.: Рукодельничаю я с 2009 года, но продавать стала только через год, и то, в качестве эксперимента. 2010 год – это тоже очень судьбоносный для меня год, так как именно в это время я поняла, что на ручной работе можно зарабатывать. Потом, правда, я почти на 1,5 года «пропала» для продаж, так как не на шутку увлеклась гейм-дизайном, и ничем иным не занималась.

Вед.: Как заработали первые деньги?
Н.В.: Ох… это точно был 2010 год, ноябрь, но сама я не являлась участником ярмарки. Мои работы по знакомству были взяты «для количества», чтобы восполнить пустоты на столах мастеров. А оказалось так, что все мои котики-мишки были раскуплены буквально через полчаса после начала открытия ярмарки: ну не было тогда в Брянске носочной игрушки, не было! Мастера остались крайне недовольны этим фактом, и больше мои работы чужие «пустоты» не заполняли.
Так я не только поняла, что моя ниша востребована, но и вступила в суровый мир конкурентной борьбы.

Вед.: Какие способы продвижения бренда использовали.
Н.В.: О, моя тема! Про это много чего могу рассказать.
Первоначально я работала как мастер-одиночка: первые продажи у меня были прямыми, офлайновыми, то есть я выставлялась на местных ярмарках народных умельцев и городских праздниках, где не без успеха продавала свои работы. Пыталась сотрудничать с магазинами хендмейда, но вскоре поняла, что конкретно в моем случае это не выход, так как продажи были крайне хаотичными. Так продолжалось до 2011 года, когда я окончательно поняла, что пора что-то менять.

Тогда я стала анализировать рынок и ту ситуацию, в которой нахожусь. И быстро поняла, что одиночки в региональных продажах не выплывут. Все те ребята, которые более-менее успешно продавали, как правило, составляли творческую артель. Но сотрудничать с незнакомыми людьми было боязливо, поэтому как-то само собой в голове решилось: а почему не попробовать реализовать СЕМЕЙНЫЙ проект? Все члены нашей семьи креативят, так почему бы не направить их энергию в нужное русло?

Мы с мужем пришли к моему отцу, долго кумекали… и придумали! Семейная мастерская «Шмюкалки»! Все понятно и логично: и почему «семейная», и почему «мастерская»… а слово «шмюкалки», опять же, «говорящее»: с немецкого языка это переводится примерно как «украшалки» (от нем. «der Schmuck»). «Жирным» бонусом стало и то, что такого слова не знала ни одна поисковая система, и поэтому когда мы начали размещать работы в Интернете, любое упоминание о нас автоматически помогало рекламироваться без лишней головной боли и денежных затрат. А все потому, что в поиске по запросу «Шмюкалки» показываемся только мы. Правда, сейчас уже стали «подтягиваться» и прочие ресурсы с любыми упоминаниями нашего бренда.

Очень сильно становлению бренда помогло участие в местных выставках: как вы понимаете, лишняя бесплатная реклама в СМИ еще никому не мешала. Самый «пик» нашей популярности в городе совпал как раз с персональной выставкой. Так что выставки – это наше все.
На сегодняшний момент наша мастерская не только создает изделия ручной работы, но и проводит мастер-классы (в том числе и выездные), а также успешно консультирует мастеров в области рукодельного тайм-менеджмента и проводит обучающие курсы соответствующей тематики.
Основные каналы продаж на сегодняшний день – это интернет (ВКонтакте и ЖЖ), региональные выставки-продажи и междугородние тематические ярмарки.

Вед.: Планы на будущее.
Н.В.: Планов море.
Во-первых, очень хочется к концу этого года дописать пособие для начинающих рукодельниц по развитию собственного хендмейд-проекта.
Во-вторых, доработать программу курсов по тайм-менеджменту для мамочек-рукодельниц и снять полноценное обучающее видео по данной тематике.
В-третьих, провести серию вебинаров по вышеозначенным темам.
В-четвертых, дописать, наконец, мастер-классы по изготовлению носочных игрушек.
В-пятых, создать союз хендмейкеров в городе. Это необходимо, как воздух: ярмарок много, а условия участия, мягко скажем, не во всех случаях адекватные. Вот для решения этих вопросов и необходим своеобразный профсоюз, способный отстаивать наши интересы.
Ну и много еще чего… сугубо лично-рукодельного. Секрет!

Вед.: Ваши советы.
Н.В.: Начните!
А если говорить серьезно, то, во-первых, советую не торопиться выставлять в сеть свои самые первые, учебные работы. Тем более на продажу. Лучше годик-другой как следует попыхтеть, работая в стол, чем потом выслушивать тонны критики. Ну а во-вторых, не бойтесь продавать и рекламироваться: изучайте маркетинг, анализируйте рынок, изучайте тенденции, устраивайте PR-акции. И будет вам рукодельное счастье.

Вед. Нина! Спасибо! Где можно встретить ваши работы?
Н.В.: Присоединяйтесь!
ВКонтакте: http://vk.com/club28417802
ЖЖ: http://game-writer.livejournal.com
Блогпоcт: http://nosenki.blogspot.ru
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий