понедельник, 20 августа 2012 г.

Яблоки, мёд, осы и многое другое на фестивале «Яблочный Спас – 2012» в фольклорной деревне Салын

19 августа 2012 года в фольклорной деревне Салынь состоялся ставший уже традиционным для Дубровского района фестиваль «Яблочный Спас». А что же такое Яблочный Спас?

Яблочный Спас (он же Спас, Второй Спас, Праздник первых плодов, Спас на горе, Средний Спас, Горохов день, Вторая встреча осени (вологод.), Первые осенины, Осенины, Преображение) - это русское народное название праздника Преображения Господня, к которому были приурочены многочисленные народные обряды. По народным приметам, начало Яблочного Спаса символизирует наступление осени и преображение природы. Считается, что ночи после 6 (19) августа становятся намного холоднее.
До Спаса не разрешается есть яблоки и блюда из яблок, но вот в канун самого праздника, напротив, полагается срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая.
Яблочный Спас ещё называют «первыми осенинами», то есть встречей осени. Считается, что этот праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения. По традиции в этот день вначале угощали яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих, как поминание об уснувших вечным сном предков, и лишь затем сами ели.

В старину все верующие люди непременно праздновали Яблочный Спас, пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга. А вечером все выходили в поле, чтобы с песнями проводить закат солнца, а с ним и лето.
Впрочем, довольно теории, возвратимся к практике.

Мы добрались быстро, заблудиться было невозможно, но вообще-то для мастеров было организовано целых два автобуса из Брянска (так что проблемы в доставкой в Салынь не было). Организаторам нужно было немного поднапрячься и пустить хотя бы один автобус для зрителей из Брянска, тогда бы было все не просто хорошо, а уже заМЕЧТАтельно.

Собственно, заявленная программа мероприятия была такова.

Если не считать того, что концерт завершился не в 17:00, как позиционировалось, а намного раньше, где-то в половину третьего, праздник удался на славу: карусели крутились, качели качались, лошадки и повозки катали всех желающих, аниматоры развлекали гостей, медовуха лилась рекой, а с неба, в прямом смысле, чуть ли не падали яблоки. Осы, ошалев от счастья (еще бы, яблоки, халва и мед - любимая еда!), покусывали сладких липких гостей и по праву могли бы считаться основными действующими лицами фестиваля.

Отдельно стоит рассказать о ярмарке мастеров.

Пожалуй, самое большое пространство праздника занимали торговые ряды хендмейкеров, где были представлены не только работы местных умельцев, но и гостей из ближнего зарубежья, в частности, из Витебска. В основном на лотках мастеров расположились традиционные народные куклы (это было ожидаемо, так как праздник воистину славянский) и ковры ручной работы (опять же, совершенно неудивительно - Дубровский район издавна славится именно этим творчеством, есть даже целые деревни, специализирующиеся исключительно на производстве подобных уникальных изделий). Но были, конечно, и другие товары, как-то: изделия из пластики, валяние, мягкие игрушки, сувениры из стекла и керамики, деревянные поделки, картины, гобелены, пэчворк и многое-многое другое.
Отдельного рассказа по праву заслуживают мастера-керамисты из Витебска. Поэтому моя хвалебная песнь посвящается именно им. Ребята уже давно профессионально занимаются изделиями из глины, поэтому совершенно неудивительно, что именно их изделия стали настоящим «хитом» ярмарки. Пожалуй, это была самая интересная и оживленная точка на всем фестивале. Гости толпились здесь постоянно, восхищенно ахая и охая, моментально разбирая товар. Улыбчивые хозяева едва успевали менять содержимое своей лавочки.
Гончары изготовили свою посуду и сувениры в довольно интересной технике, которая называется «молочение». В общем, буквально через полчаса после начала работы лавочки только ленивый не знал, что это такое - братья-белоруссы оказались на диво разговорчивыми. Так что поведаю и вам, что же это за техника такая.
В общем, для того чтобы сделать, к примеру, глиняную крынку, берется данная вещица, уже прошедшая первый утельный обжиг (это 970 градусов по Цельсию), пропитывается натуральным жирным коровьим молоком или купается в молоке, и ещё раз обжигается при температуре 270 -350 градусов (так как при температуре свыше 400 градусов молоко снова выгорает). И ву а ля! Изделие готово!
Правда, есть одно «но». Дело в том, что цвет изделия после такого обжига предугадать невозможно, он зависит от температуры и времени выдержки, а также жирности молока. Самое важное в молочении, что при этом меняется не только внешний вид, но и изделие после такой обработки меньше впитывает воду.
В общем, рекомендую эту посуду всем. Кстати, ребята из Витебска собираются к нам на Свенскую ярмарку, которая состоится уже 25 августа. Так что ищите их на Андреевском лугу, честное слово, не пожалеете! Товары очень качественные и довольно бюджетные (мы сами приобрели несколько изделий и уже пожалели, что не взяли еще).
Праздник, как уже писалось выше, удался. И я совершенно не удивлюсь, если через пару-тройку лет фестиваль «Яблочный Спас» станет хорошей альтернативой Свенской ярмарки, а тенденции к этому уже есть.
Отдельное спасибо хочется сказать организаторам за создание источника с бесплатной питьевой водой для всех желающих и огромной развлекательной детской площадки для детворы. Ну и, конечно, за бесплатный обед для мастеров (все было очень вкусно, спасибо поварам пансионата «Салынь»!).
ЗЫ. Ещё немного фото от Морсньюс: http://morsnews.ru/?p=7383
Понравилась публикация? 
Поделитесь ею в социальных сетях. Заранее спасибо! :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий